Полезные советы
•Зил зеленый папу злил,
Заводился плохо зил.•Подвязала Лиза розы
Засадила две занозы.
•Затоптали утки за будкой незабудки.
•Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
•Заморозила зима и заборы и дома.
•Соня Зине
Принесла бузину в корзине.
•Зажглась зеленая звезда...
Запустят звездолет туда.
•У Зины бузина в корзине
Бузина у Зины упала из корзины.
•У Зазы золотые вазы.
•Заморозила зима и заборы и дома.
•Запел зяблик на заре
Озяб зяблик во дворе.
•Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Иет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.
•У забора коза-коза вытаращила глаза.
•Запоздалая зима за ночь избы замела.
•У Кузи кузина — Кузинина Зина.
•Глаз зеленый у козы, а еще у стрекозы.
•Зебра азбуку учила
Буквы зебра позабыла.
•Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
•Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.
•Зоиного зайку зовут Зазнайка
•В зоопарке за забором зебры резвые рябили
•Кузнечик зеленый в зеленом газоне
Заснул на закате в зеленой кровати.
•Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
•Зимой поле белое, промёрзло-заледенелое.
•Звездочёт звезду задул.
Заяц в заводь завернул.
Зритель в зале замерзал.
И замедленно зевал.
•Зиновий, познакомь-ка знакомого и незнакомку.
•На зимнем небе в морозы
Загораются яркие звезды.
•Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.
•Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.
•Соня - незнайка,А Зина - зазнайка.
•Как-то Зебра стих зубрила -
Стих про то, как Зубра брила.
Рядом с Зеброй Зубр зубрил
Стих про то, как Зебру брил.
•В зной заботливые козы
Забивали гвоздь в забор,
Чтобы в зимние морозы
Не залез зубастый вор.
•Завтрак завершён внезапно –
Заяц съел весь завтрак залпом.
•Зацепился зонтик за забор.
С завитушками на зонтике узор.
1.Начнем с Вас
Даже если Вы молчаливы от природы — все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
2. Встреча взглядов.
Озвучивайте любую ситуацию — но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается. Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.
3. Говорите четко.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
4. То же, но по-разному.
Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы меняйте порядок слов («папа пришел, пришел наш папа», «мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова.
5. Но: не переусердствуйте
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов. Чаще сами говорите то, что хотите услышать: простые фразы из 2-3 слов, с паузой между словами.
6. Очень важно: хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. В таких условиях ребенок лучше обучается и впитывает новую информацию гораздо лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной ситуации.
7.Все чувства — в союзе с речью.
Очень важно, чтобы ребенок, постигая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его — то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз — коротко, четко, выразительно.
8.В основе речи — стремление к общению.
Как бы несовершенно Ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!
9.Стремимся к разнообразию.
Если лепет малыша однообразен, стремитесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, мэ-ма-ма, ба-бэ-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторить их.
10.Уважайте его попытки говорить.
В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с Вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания — поэтому ему необходимо слышать себя.
11.Учите в игре.
Играя, учите подражать (две собачки лают, две кошки мяукают, переклички «ав-ав», «мяу-мяу»). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание — побуждаете не Вы, а — ситуация.
12.Не предупреждайте его желаний.
Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В случае у малыша нет необходимости произносить что-либо — достаточно просто посмотреть, потянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест — тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне. Постепенно формируйте у малыша потребность говорить.
13.Расширяйте словарь малыша.
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимание его — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), названия вещей и существ на картинках в книжках и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у Вас). Часто спрашивайте :«Где стол?», «Где киса?» и т.д.
14.Ведите дневник.
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях — так вы сможете день за днем судить о его успехах.
15.Развивайте фонематический слух.
Учите ребенка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое обозначение: водичка течет: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у и т.д.
16.Не пренебрегайте звукоподражанием.
Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ку-ку», «оп», «ав-ав», «на», «дай» и другие короткие слова: состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.
17.Читайте, читайте, читайте.
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловите его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.
18.Пальцы помогают речи.
Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковой театр», игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем — и письму.
19. Будьте терпеливы, снисходительны и… осторожны.
Если Ваш малыш неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда прейдет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим, поэтому не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении — это может вызвать обратную реакцию.
20.Только Вы!
Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности своего ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
•Купила Марусе бусы бабуся.
На рынке споткнулась бабуся о гуся...
Не будет подарка у внучки Маруси:
Все бусы склевали по бусинке гуси.
•Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
•Слава съел салат капустный
Был салат капустный вкусный.
•Словили семь сельдей
Сема, Слава и Евсей.
•Сы-сы-сы мы не видели осы.
•Клест на сосне веселится по весне.
•Ох! Вкусна, сладка капуста!
Съели все и в миске пусто!
•У насоса длинный нос
Он свистит, как пылесос.
•У Саньки новенькие санки.
•У сосенки-сосёнки выросли опенки.
•Космонавтом стать хочу
С мамой в космос полечу!
•Мороз за нос кусает до слез.
•На острую косу много покосу.
Был бы покос, да настал мороз.
•Сидел воробей на сосне.
Заснул - и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне -
До сих пор бы сидел на сосне.
•У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.
•А у нас, а у нас
Сочный, сладкий ананас!
•Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
•Оса боса и без пояса.
•В семеро саней
по семеро в сани уселись сами.
•Семь суток соpокa
стapaлaсь,спешилa,
себе сaпоги сыpомятные сшилa.
•Сыр сорока раздобыла
Сорок дырок в сыре было
Сыр сорока поклевала
Сыра с дырками не стало.
•Рассказывал сказочник сказку
Про Снегурочку и Синеглазку.
•сорок сорок для своих сорочат
сорок сорочек не ссорясь строчат.
сорок сорочек простроченны всрок -
сразу поссорились сорок сорОк.
•Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
•По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.
•Скaзaлa со смехом
соседке синицa:
"Стaть сaмой скpипучей соpокa стpемится!"
•Сам свалил песок на вал
Высоченный самосвал.
•Буква Ш купила шелк.
В шелке буква знает толк.
Шьет из шелка шорты, юбки,
Шапки, шали, даже шубки.
•Шашки у Пашки, Шишки у Мишки.
•Мышонку шепчет мышь:
"Ты все шуршишь, не спишь".
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише".
•Суши шубу Саша,
Пашина шуба, а не наша.
•Наш шалаш из камыша
для мышонка- малыша.
•В ночной тиши у шалаша
Чуть слышен шорох камыша
•Шашки на столе
Шишки на сосне
•Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
•Крошка в окрошку крошит картошку.
•Шестнадцать шли мышей и шесть
нашли грошей,а мыши,что попроще,
шумливо шарят грошии.
•Шесть мышат в камышах шуршат.
•Мышки сушек насушили,
Мышки мышек пригласили.
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломали.
•Паша Маше шапкой машет.
•На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
•Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
•Хороши у бабушки пышки да оладушки.
•В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
•Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
•На окошке крошку мошку
Ловко ловит лапой кошка.
•Кошка крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
•Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши
И не пачкай больше уши.
•У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку,
И накормила кошку.
•Шапкой Саша шишки сшиб
•Шелест шелестит листвой.
Шепот шепчется с травой.
Тишь затихла в тишине.
"Тише, тише...", - слышно мне.
•Нашей Маше дали манную кашу.
Маше каша надоела,
Маша кашу не доела,
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай!
•У Мaши нa кapмaшке мaки и pомaшки.
•Дали Клаше каши с простоквашей,
Ела Клаша кашу с простоквашей.
•Наш шалаш из камыша для мышонка- малыша.
•Шубка – для нашей Наташи,
Шапка- ушанка для Саши.
•Есть сушки Проше, Васюше и Антоше.
И еще две сушки Нюше и Петруше.
•Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
•На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
•Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах,
Сто бесстаршных лягушат
Цаплю шепотом страшат.
•Шестнадцать шли мышей
и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше,
шумливо шарят гроши.
•Кошка на окошке штанишки шьёт,
а мышка в сапожках избу метёт.
•По тропинке шла,
белый гриб нашла.
Походила по опушке,
отыскала три волнушки.
•У мишки шишка,
у кошки мышка,
у мышки сыр.
•Жук с жучихой не тужили,
Крепко с буквой Ж дружили.
Буква Ж к ним приходила,
Их жучат жужжать учила.
•Жаба, журавль и желтый жучок
В гости к ежихе шли на лужок,
Чтобы пришила на место портниха
Буковку Ш и в лесу стало тихо.
•Съежился ежик – невидно ножек.
•Безжалостные медузы
жалящие,
над Жозефиной сжальтесь,
пожалуйста!
•Уже ужи в луже.
•Шли бездорожьем
Дрожжи и вожжи.
Дрожжи визжали,
Вожжи дрожали.
•Ажур абажура - оранжево-жёлт,
Ажур абажура похожий на зонт.
Ажур абажура такой кружевной,
Под ним в зимний ужин - полуденный зной.
Ажур абажура торжественно жёлт,
Ажур абажура как праздничный торт,
Ажур абажура - лучей жаркий свет,
Его обожаю с игрушечных лет!
•В живом уголке жили ежи да ужи
•Женя и Вика жуют ежевику.
•Прожорливый жук над лужайкой жужжал –
Он ужин желанный давно поджидал,
И вот прожужжала жучиха: «Дружок,
Живее лети, пожуем творожок!»
•Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.
•Жарко жабе в теплой луже
Жаба ждет дождя и тужит
•Жук-жучок желтый бочек
На лужайке не лежи, полетай, пожужжи.
•Жанне жалко жадного Женю —
Женя сжимает жёлтый жёлудь в жмене.
•Что на ужин у ежей?
Кожура от желудей.
•Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
••Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
•У ежа – ежата, у ужа - ужата.
•Режет ежик ножом коржик.
•Желтый желудь
дрожал над лужей.
•Безжалостные медузы
жалящие,
над Жозефиной сжальтесь,
пожалуйста!
Поделиться с друзьями: